Обсуждение проекта Закона «О туризме» в Беларуси. РСТО выразил несогласие с предложенным проектом и предлагает более детально проработать его положения

В Республике Беларусь активно продолжается публичное обсуждение проекта нового Закона «О туризме». Свои мнения неоднократно высказывали представители ведомственного министерства, общественных организаций и туристического сообщества. Мнения эти во многом разные, не совпадающие друг с другом, представляют интересы разных сил, задействованных в процессе.

Ряд представителей туристического бизнеса и общественных организаций (РСТО) неоднократно высказывали предложения, по усовершенствованию механизмов закона. Посчитав, что их не услышали и эти положения не были отражены в проекте нового закона, они выразили свое несогласие.

Республиканский  Союз Туристических Организаций 27 июля направил письмо в Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, в котором подверг критике отдельные положения проекта закона, выразил свое несогласие с ними, и предложил более детально проработать проект нового закона «О туризме».

Содержание письма:

«Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
заместителю министра Портному М.П.

О согласовании проекта Закона Республики Беларусь «О туризме»

                                          Уважаемый Михаил Петрович !     

Республиканским Союзом Туристических Организаций был проанализирован представленный Министерством спорта и туризма Республики Беларусь в наш адрес проект Закона Республики Беларусь «О туризме» (далее – Закон).

По итогам проделанной работы считаем необходимым сообщить следующее.

Республиканский Союз Туристических Организаций выражает несогласие с проектом Закона Республики Беларусь «О туризме» в части следующих положений проекта Закона:

Статья 18. Условия осуществления туристической деятельности;

Статья 19. Фонд персональной ответственности туроператоров.

Введение данных норм приведет к следующим негативным последствиям:

— туристический продукт белорусских туроператоров станет менее конкурентоспособным;

— сократится количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туроператорскую деятельность на территории Республики Беларусь;

— произойдет сокращение рабочих мест;

— произойдет уменьшение доходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих туристическую деятельность (подтверждается финансово-экономическим обоснованием к проекту Закона, подготовленным Министерством спорта и туризма Республики Беларусь);

—  произойдет сокращение налоговых поступлений в бюджет вследствие сокращения доходов субъектов туристической деятельности, а также сокращения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих данный вид деятельности;

— произойдет увеличение расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих данный вид деятельности (подтверждается финансово-экономическим обоснованием к проекту Закона, подготовленным Министерством спорта и туризма Республики Беларусь);

— произойдет увеличение стоимости туристических услуг для конечного потребителя;

— активизируется реализация туристических услуг нерезидентами посредством интернет-ресурсов, расположенных за пределами Республики Беларусь;     

— произойдет монополизация туристического рынка Республики Беларусь нерезидентами;

— произойдет увеличение количества банкротств, неисполнения обязательств, мошеннических действий;

— произойдет сокращение экспорта туристических услуг. 

Республиканский Союз Туристических Организаций предлагает обратить внимание на иные возможные инструменты обеспечения исполнения субъектами туристической деятельности обязательств не влекущих дополнительных расходов для субъектов туристической деятельности, а также потребителей (туристов).

В частности, введение добровольного страхования риска неисполнения субъектом туристической деятельности договора оказания туристических услуг может быть альтернативой инструментам, указанным в статьях 18 и 19 проекта Закона.

При этом добровольный характер данного вида страхования предоставит возможность выбора каждому потребителю (туристу) при принятии решения о страховании или отказе от страхования риска неисполнения субъектом туристической деятельности договора оказания туристических услуг.

Хотим отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь создаются привлекательные условия для инвестиционных проектов и ведения бизнеса (создаются льготные условия налогообложения, специальные экономические зоны и т.д.).

Положения статей 18 и 19 проекта Закона ухудшают инвестиционную привлекательность Республики Беларусь, создают барьеры для развития бизнеса и идут вразрез с политикой Главы государства.    

Также хотим выразить несогласие с положениями проекта Закона, противоречащими проводимой в Республике Беларусь политике либерализации бизнеса.

В частности, положения статьи 21 проекта Закона предусматривают возможность приостановить осуществление хозяйственной деятельности субъектов туристической деятельности по надуманным, необоснованным причинам за любые нарушения законодательства о туризме и защите прав потребителей.

Наличие подобных положений Закона, а также субъективизм несомненно приведет к созданию препятствий для ведения и развития бизнеса, увеличе

нию коррупции, лоббизму, бюрократизации бизнес-процессов и недобросовестной конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, Республиканский Союз Туристических Организаций, не считает возможным согласовать представленный Министерством спорта и туризма Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «О туризме» и предлагает Министерству спорта и туризма Республики Беларусь детально проработать положения проекта Закона с учетом предложений и замечаний Республиканского Союза Туристических Организаций.»

1 августа текущего года от имени РСТО были дополнительно подготовлены письма, выражающие его позицию. В письме говориться:

«Министерством спорта и туризма Республики Беларусь подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О туризме» в новой редакции (далее – Закон).

Республиканским Союзом Туристических Организаций был проанализирован представленный Министерством спорта и туризма Республики Беларусь в наш адрес на согласование проект Закона, по итогам проделанной работы, в адрес Министерством спорта и туризма Республики Беларусь было направлено письмо о невозможности согласования проекта Закона, а также предложение Министерству спорта и туризма Республики Беларусь детально проработать положения проекта Закона с учетом  предложений и замечаний Республиканского Союза Туристических Организаций.

Просим учесть мнение Республиканского Союза Туристических Организаций при согласовании проекта Закона Республики Беларусь «О туризме» с вашей стороны.»

Адресаты писем:

Брестский областной исполнительный комитет, Верховный суд Республики Беларусь, Витебский областной исполнительный комитет, Гомельский областной исполнительный комитет, Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Гродненский областной исполнительный комитет, Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь, Министерство культуры Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь, Министерство связи и информатизации Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Минский областной исполнительный комитет, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды  Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Национальный статистический комитет, Национальный банк Республики Беларусь, Государственное учреждение «Администрация Парка высоких технологий», Совет по развитию предпринимательства.

Республиканский союз туристической индустрии (РСТ) также направил в адрес Министерства спорта и туризма письмо со своими замечаниями и предложениями относительно проекта Закона «О туризме». При этом, оно не столь категорично, как письмо РСТО, и в нем нет положения о невозможности согласования проекта Закона. Приложением к письму РСТ направлены отдельные предложения члена Союза ООО «Компания Тез Тур» по внесению изменений в Закон «О туризме» на 7 листах в одном экземпляре.