Михаил Портной о предполагаемых изменениях в туристическое законодательство Беларуси

С заместителем Министра спорта и туризма Михаилом Портным беседовал о предполагаемых изменениях в туристическое законодательство журналист  Profi.Travel. Были также затронуты вопросы об общей ситуации на туристическом рынке Беларуси и тенденциях его развития.

— Сегодня в Беларуси действует закон «О туризме», принятый в 1999 году. Логично предположить, что он нуждается в обновлении. Михаил Петрович, расскажите, какие изменения назрели. Куда планируете двигаться, модернизируя законодательную базу?

— Хочу отметить, что ранее в турзакон вносились изменения и дополнения. В частности, была введена норма, направленная на дальнейшее развитие туристических информационных центров, а также закреплен порядок формирования и ведения реестра субъектов турдеятельности. Кроме того, определены дополнительные формы признания договора экскурсионного обслуживания заключенным, закреплена норма об ответственности в сфере туризма.

Однако согласен, нынешнее законодательство нуждается в обновлении. И сейчас запрос пришел со стороны туристического сообщества, что очень важно.

Мы со своей стороны предлагали внести изменения в закон еще в 2015 году, однако тогда турбизнес не был готов к переменам. Сейчас, надеемся, ситуация изменится благодаря общим усилиям.

Сейчас у нас в туризме ведется работа по заявительному принципу. Любой человек с улицы может поставить стол и стул и продавать туры. Именно из-за этого начинаются многие проблемы. Я уже не говорю про отсутствие образования и опыта у таких работников, наличия финансов для решения форс-мажорных ситуаций.

В первую очередь предлагается разграничить ответственность турагента и туроператора пропорционально объему оказываемых ими услуг, поскольку данные субъекты выполняют различные функции, но при этом турагент несет перед туристом фактически ту же ответственность, что и туроператор, если не большую.

В рамках разграничения ответственности туроператора и турагента предполагается также закрепить нормы об обязательном привлечении и участии оператора в разрешении споров в качестве соисполнителя, а также возможность обращения туриста напрямую к туроператору. Такая практика успешно работает в соседней России — пострадавшие туристы в судебном порядке предъявляют свои претензии напрямую к туроператору.

— Вы озвучили наиболее болевую сторону нынешней ситуации. Турагенты в первую очередь жалуются именно на эту сторону законодательства.

— Ситуация с «Натали Турс», когда пострадали сотни человек в Беларуси, показала, насколько не защищены турагенты. Следовательно, важно создать соответствующий механизм защиты работников туристической сферы и самих туристов.

К нам обратилось множество агентов, которые жаловались на то, что наше законодательство «заточено» под туроператоров, что турагенты бесправны.

Абсурдно, но факт — с турагентов по договору пострадавшие туристы требуют возместить весь ущерб, хотя агенты работают за комиссию. По справедливости в рамках нее они фактически могут нести какую-то ответственность, а с них требуют отдать все.

— На фоне краха российского «Натали Турс» много разговоров в туристической среде по поводу необходимости введения института гарантий для туроператоров. Есть ли предложения проработать данный вопрос в рамках грядущих изменений?

— Безусловно. Не менее важно, по аналогии с другими странами, в том числе с Россией, ввести институт страховых и финансовых гарантий. Однако пока не ясно, какой именно механизм будет принят. Возможно, законодательство будет гармонизировано в рамках Союзного государства. Или же будет какой-то механизм с учетом реалий Беларуси, ведь в нашей стране не наблюдается такого массового банкротства, как в России.

В этой связи также важно прописать условия работы иностранных туроператоров на территории Беларуси. Они должны нести ту же ответственность и иметь те же гарантии, как и белорусские операторы.

— Какие еще стороны туристического законодательства назрела необходимость доработать?

— Со стороны турбизнеса поступил запрос внести изменения в порядок формирования и ведения Реестра субъектов туристический деятельности, а также необходимость закрепить основания для исключения недобросовестной компании из данного реестра.

Кроме того, предлагается законодательно закрепить возможность заключать электронные договоры оказания туруслуг.

Мало того, к нам поступает много вопросов со стороны региональных властей, которые зачастую сталкиваются с незаконными гидами-самоучками. Это в свою очередь мешает работать аттестованным гидам-переводчикам.

Логично, что эту сферу туризма тоже планируется урегулировать в рамках нововведений.

Предлагается ввести запрет на осуществление экскурсий лицами, не имеющими свидетельства о профессиональной аттестации экскурсовода, гида-переводчика, а также законодательно закрепить использование аудиогидов при экскурсионном обслуживании. Вот, пожалуй, основные моменты, которые предлагается прописать в обновленном законе.

— На какой стадии сейчас находится законодательная работа по данному вопросу? В какие сроки можно ожидать изменений?

— Изменения в туристическое законодательство сейчас мы обсуждаем на самом высоком уровне. Так, мы получили поддержку профильной комиссии в Палате Представителей Национального собрания Республики Беларусь о необходимости рассмотрения этих вопросов.

Уже сейчас могу сказать, что в план законотворчества на 2019 год мы это включили. Пожалуй, это самое важное.

— Можно ли говорить, что в 2020 году обновленный закон «О туризме» примут?

— Мы все для этого сделаем, общественные объединения в сфере туризма и депутаты подтвердили готовность подставить плечо. Уверен, в следующем году мы отшлифуем все законодательные инициативы. Каким окажется механизм — другой вопрос. Важно, что решение о необходимости изменения законодательства в сфере туризма принято. В дальнейшем мы выберем наиболее приемлемый для Беларуси вариант.

Тут важно понимать, что, инициируя изменения в закон, Министерство поддерживает инициативу туристического сообщества Беларуси. В данном смысле роль общественных объединений возрастает. Наиболее прогрессивное — обладающий широкой сетью в регионах Республиканский союз туристической индустрии, который в основном объединил туристические компании, занимающиеся въездным и внутренним туризмом, а также транспортные компании, агроэкоусадьбы, экскурсоводов.

— К вопросу об инициативе. В ответном письме РСТ вы поддержали идею создания Общества защиты прав потребителей туристических услуг. На какой стадии сейчас подготовка к его созданию? Что это, на ваш взгляд, даст рынку?

— По имеющейся информации, в настоящее время данное общественное объединение находится в процессе формирования, ведется подготовка необходимой документации для прохождения процедуры государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Полагаю, что инициатива Республиканского союза туристической индустрии позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов туристов и, соответственно, качество сервиса при оказании туристических услуг.

— Продолжая разговор о роли общественных объединений. В России туристические ассоциации в последние годы играют важную роль. В частности, члены Российского союза туриндустрии участвуют в различных кризисных совещаниях, предлагают законодательные инициативы. Кроме того, ежегодно проводится Конгресс туроператоров, по итогам которого принимается резолюция с предложениями от турбизнеса. Насколько Беларуси близка такая модель взаимодействия турбизнеса и власти? Возможно ли проведение подобного конгресса в Беларуси?

— В Беларуси в настоящее время функционирует несколько ассоциаций (союзов) субъектов туристической деятельности, в частности Республиканский союз туристической индустрии, Республиканский союз туристических организаций, Белорусское общественное объединение экскурсоводов и гидов-переводчиков, общественное объединение «Отдых в деревне». Минспорт плотно взаимодействует с ними, принимает и анализирует поступающие предложения, в том числе по корректировке законодательства в сфере туризма.

При Минспорте также создан общественно-консультативный совет по туризму, в состав которого включены представители общественных объединений. Кроме того, в стране функционирует Межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров Республики Беларусь.

Относительно проведения Конгресса туроператоров Беларуси, что такое мероприятие возможно, но эта инициатива должна идти непосредственно от представителей турбизнеса.

— Скажите, насколько Беларуси интересен опыт соседних стран в сфере туристического законодательства? Считаете ли опыт России в данной сфере положительным?

— Можно сказать, что мы аккумулируем опыт всех стран, в первую очередь, соседей. Учитывая, что Россия — наш ближайший сосед, безусловно, нам интересен ее опыт в сфере туризма.

В ее законодательстве предусмотрено и регулирование, связанное с финансовыми гарантиями туроператоров, и регулирование о порядке формирования и ведения соответствующих реестров, ответственности туроператоров и многое другое, что поможет нам в подготовке такого сложного законодательного акта.

Между тем, повторюсь, мы также опираемся на опыт других стран-участниц Евразийского экономического союза, стран постсоветского пространства, Европейского Союза (в частности, Польши и Литвы).

— Грядущие изменения в туристическое законодательство Беларуси, на ваш взгляд, позволят очистить туристический рынок от недобросовестных участников?

— Сейчас наша главная задача — подойти к решению сложившейся ситуации взвешенно. Обновление законодательства в сфере туризма призвано очистить рынок от мошенников, серых денежных схем, потоков «черного нала» и непрофессиональных участников, сделать наших туристов более защищенными.

Беседовала Марина Колчина

фото:Google.com

Источник:  Profi.Travel