Чему кризис во время эпидемии коронавируса научил туроператоров

Российские туроператоры 15 апреля поделились с корреспондентом Profi.Travel теми уроками, которые каждая из компаний вынесла из ситуации всеобщего карантина и полной остановки путешествий.

По словам замгендиректора ANEX Tour Яны Муромовой, кризис научил участников рынка консолидации и эмпатии. «Нам эта эпидемия напомнила о том, что туротрасль — это не разрозненные, независящие друг от друга сегменты, которые соперничают между собой. Сейчас абсолютно неважно, кто сколько денег зарабатывает. Мы все плывем сейчас на одном „Титанике“ — и агенты, и туроператоры, и туристы. И все мы пострадали. К сожалению, есть те, кто наводит хаос в наших рядах и бежит против потока — это неправильно. Сейчас нужно вырабатывать какие-то совместные решения. Ведь туризм — это прежде всего люди, именно в них ценность в этой сфере. Нужно в любой ситуации оставаться человеком», — подчеркнула Муромова.

Помимо этого, кризис показал, что организованный туризм рано сбрасывать со счетов, считает эксперт. Подтверждением служит тот факт, что за границей по всему миру до сих пор остается множество самостоятельных туристов, которые просят помощи у государства. Тогда как туроператоры всех своих клиентов уже вернули на родину.

Гендиректор «Пегас туристик» Анна Подгорная считает, что главный урок, который преподал коронавирус туриндустрии — это выживание в условиях полной остановки бизнеса: «Что не убивает нас, делает сильнее. Специфика нашей работы такова, что мы не можем переориентироваться на другую деятельность. Поэтому единственное, что нам остается — подстраиваться под меняющиеся условия жизни, мимикрировать. При этом удержать коллектив, выплачивать зарплату, аренду».

Пауза в работе из-за эпидемии, по мнению эксперта, идеально подходит для осмысления и глубокой проработки будущих стратегий развития. «Лично меня этот кризис научил тому, что нельзя жить только сегодняшним днем, нужно постоянно думать о будущем. Сейчас есть время подумать и подготовить себя к тому моменту, когда все закончится. Мы планируем сезон 2021 года, строим прогнозы — какой продукт будет востребован и в каком количестве. Что мы можем сделать, чтобы наш клиент остался с нами и продолжил путешествовать. У нас были разные ситуации, и мы всегда находили из них выход. Этот кризис тоже преодолеем», — считает Подгорная.

Гендиректор туроператора «АРТ-ТУР» Дмитрий Арутюнов согласился, что главная задача каждой компании на туристическом рынке сейчас — это выживание, а главный урок, который он для себя извлек — «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

«Наша отрасль – наиболее пострадавшая, и пока поддержка государства только на уровне деклараций. Нам ничего не обнулили, налоги лишь перенесли и предлагают дать кредит или возможность попользоваться нашими же деньгами из фонда ФПО. Получается какая-то антиутопия – никто не работает, но все едят. У нас в компании работает около 100 человек, и пару месяцев оплаты ЗП мы потянем, но так не может продолжаться долго. Отрасль нуждается в немедленных и более значимых шагах со стороны государства, которое во многом несет ответственность за остановку туризма. Я считаю, что неправильно заставлять малый и средний бизнес платить налоги и зарплаты в такой ситуации, даже с точки зрения сохранения рабочих мест. В конечном итоге это приведет как к увеличению числа безработных, так и к тому, что часть туриндустрии уйдет в тень», — считает Арутюнов.

 

По материалам Профи+Травел